Пушки Тисселя

Каждый дайвер, бывавший на ТИССЕЛЕ расскажет вам, что на корме судна сохранились две ПУШКИ. Ну или ОРУДИЯ. При этом практически во всех описаниях рэка...

Пушки Тисселя

Каждый дайвер, бывавший на ТИССЕЛЕ расскажет вам, что на корме судна сохранились две ПУШКИ. Ну или ОРУДИЯ. При этом практически во всех описаниях рэка, как на веб сайтах в сети, так и в «бумажных носителях» вы встретите примерно одну и ту же формулировку в которой речь идет об орудии и некоем «тяжелом пулемете». Так например в вездесущей Википедии написано: «She was armed with a 4.7-inch (120mm) anti-aircraft gun and a heavy calibre machine gun attached after construction to the stern of the ship» Не понятно правда почему для Тисселя используется местоимение she, т.е. «она», но тем не менее понятно что и тут речь идет о крупнокалиберном («тяжелокалиберном») пулемете. Синьор А.Силиотти описывает вооружение Тисселя так: «…на верхней палубе расположены малокалиберная 40 мм зенитная пушка и тяжелый 4,7 дюймовый (119 мм) пулемет…» Ну и наконец мистер Нед Мидлтон пишет «Despite her designation as an „Armed Freighter“ with an additional armoured Gun Deck built over the aft section, an overall shortage of weapons, meant that only an old 4,7“ gun and a heavy calibre machine gun — both of WW1 vintage, were all that could be spared for the Thistlegorm.» Понятно о чем речь? Правильно. Имелись 4,7 дюймовая пушка и всё тот же пулемет «тяжелого» калибра.

Каждый дайвер, бывавший на ТИССЕЛЕ расскажет вам, что на корме судна сохранились две ПУШКИ. Ну или ОРУДИЯ. При этом практически во всех описаниях рэка, как на веб сайтах в сети, так и в «бумажных носителях» вы встретите примерно одну и ту же формулировку в которой речь идет об орудии и некоем «тяжелом пулемете». Так например в вездесущей Википедии написано: «She was armed with a 4.7-inch (120mm) anti-aircraft gun and a heavy calibre machine gun attached after construction to the stern of the ship» Не понятно правда почему для Тисселя используется местоимение she, т.е. «она», но тем не менее понятно что и тут речь идет о крупнокалиберном («тяжелокалиберном») пулемете. Синьор А.Силиотти описывает вооружение Тисселя так: «…на верхней палубе расположены малокалиберная 40 мм зенитная пушка и тяжелый 4,7 дюймовый (119 мм) пулемет…» Ну и наконец мистер Нед Мидлтон пишет «Despite her designation as an „Armed Freighter“ with an additional armoured Gun Deck built over the aft section, an overall shortage of weapons, meant that only an old 4,7“ gun and a heavy calibre machine gun — both of WW1 vintage, were all that could be spared for the Thistlegorm.» Понятно о чем речь? Правильно. Имелись 4,7 дюймовая пушка и всё тот же пулемет «тяжелого» калибра.

Но, повторюсь, даже не искушенному в артиллерии человеку, погружавшемуся на Тиссель. совершенно очевидно, что перед ним никакой не пулемет и Тиссель был вооружен двумя орудиями.

На этой, на мой взгляд просто восхитительной, фотографии отлично видны оба эти орудия. Я вынужден принести свои извинения автору фотографии – в горячке своего траления сети я не записал откуда я взял это фото. Но, уверен, вместе со мною все читающие мой обзор скажут ему свое огромное дайверское СПАСИБО!

Так что же это за орудия?

Поиски ответа на этот казалось бы простой вопрос снова увели меня в странствия по волнам интернета и открыли очередные, на мой взгляд весьма интересные и познавательные факты, непосредственно перекликающиеся с героем моих обзоров — легендарным ТИСТЛЕГОРМОМ.

Читатель набирайся терпения!!! Заходить будем издалека и пойдем дорожкой извилистой! Заранее оговорюсь: рассказ мой ни что иное, как изложение тех данных, описаний событий и фактов о которых я узнал на бескрайних просторах сети. А сейчас хочу познакомить с ними и вас. ИТАК,

Что такое DEMS и причем тут ТИССЕЛЬ?
Отгремела Первая мировая война. Горьким уроком для торговых судов были встречи с германскими субмаринами. Не только торпедами, но даже и своими палубными пушками немецкие подводники наносили немалый ущерб торговому флоту англичан.

Становилась на крыло, пусть пока и на фанерное, авиация. Удары с воздуха по тихоходным торговым судам также приносили потери.

В ходе первой мировой войны были предприняты попытки вооружать торговые суда для защиты от нападений противника. Учитывая полученный опыт, Адмиралтейство и Министерство Торговли Великобритании после войны разработали программу, предусматривающую дооборудование торговых судов во время их строительства, с тем, чтобы обеспечить, при необходимости, возможность быстрой установки вооружения. Кабинет министров одобрил эту программу. Программу эту, как и сами суда стали называть Defensively Equipped Merchant Ships (D.E. M.S) В буквальном переводе — защитно оборудованные торговые суда.

НО! Было бы это решение товарища Сталина – не было бы проблем и с его претворением в жизнь. Но это ведь свободная Англия! А кто должен нести расходы? Возникли разногласия между собственниками и строителя судов и адмиралтейством. В итоге с момента принятия этой программы с. 1922 по 1937 год были дооборудованы с учетом возможности установки на них вооружения всего 2 судна.

И как поется в известной песне Высоцкого «…и пока они там препирались…» в воздухе сильно запахло новой войной, а проблема так и находилась в зависшем состоянии. В 1937 году Адмиралтейство и Министерство торговли сформировали Судоходный Оборонный Консультативный комитет (Shipping Defence Advisory Committee), а к концу 1938 года Адмиралтейство и Казначейство наконец пришли к соглашению в отношении распределения и финасирования расходов. Программа дооборудования судов начала реализовываться. Параллельно с оснащением судов началась и подготовка офицеров торгового флота по программе DEMS. В июле 1938 года были проведены первые курсы артиллерийской подготовки офицеров торгового флота.

А в июне 1939 Торговое Управление Адмиралтейства (Admiralty Trade Division) официально зарегистрировало DEMS как организацию. Вовремя! Благодаря её работе только в первые 6 месяцев начавшейся Второй мировой войны около 1900 судов были оборудованы защитным вооружением, а к концу 1940 года еще 3400 судов. Всего же по публикуемым данным было оборудовано более 5500 судов.

Еще немного о пушках вообще…
Итак для начала понятно. Есть торговые суда. Есть враг. Есть угроза. Надо защищаться. Вооружимся и станем не просто судами торговыми, а Defensively Equipped Merchant Ships!

Хорошо! А вооружаться, то ЧЕМ?

А вот тут зададим еще один вопрос:, а от чего защищаться надо?

Чиновники Адмиралтейства, при изучении проблемы вооружения судов DEMS, пришли к очевидному выводу, что существует два направления с которых может придти угроза.

С моря – подводные лодки, торпеды, мины, корабли противника и с воздуха — самолеты. Ну, а раз так, значит и вооружать будем двумя типами орудий – с низким и высокими углами возвышения. Для справки: угол возвышения — положительный угол между линией возвышения и горизонтом оружия. В англоязычных источниках эти орудия также обозначают LA «Low Angle» — низкий угол, и соответственно HA «High Angle» — высокий угол.

Первые для стрельбы по надводным целям, вторые – по воздушным.

Пожалуйста еще капельку терпения, чтобы потом на брифингах с суровым видом знатока щеголять терминами принятыми в британской артиллерии. Изучая этот вопрос, выясняем, что среди прочих существуют две такие системы крепления орудий к основаниям (палубам, бетонным основаниям в фортах и др.)

CP. «Central Pivot» Вообще слово pivot имеет много значений, но в данном случае самым подходящим будет наверное такой перевод «центральная ось вращения».

Проще говоря, при таком типе крепления орудия к опоре, а в нашем случае к палубе корабля, крепится станина из которой выступает штырь (стержень), на котором вращается орудие.

P. «Pedestal» Ну тут и переводить как говорится нечего. Тип «пьедестал» изначально использовался для установки пушек на кораблях Королевского флота. Он отличался от центрального стержня тем что орудие вращается вокруг неподвижного пьедестала, который в свою очередь крепится к палубе, как правило болтами.

Посмотрите на рисунки иллюстрирующие типы крепления орудий.

CP. «Central Pivot»

Красным цветом обозначена станина (встречается также наименование «тумба»), прикрепленная болтами к палубе. На ее центральном стержне вращается лафет орудия, обозначенный синим цветом. Кстати строго говоря штыря может и не быть – вместо него два кольца: опорное и верхнее скользящее.

При таком монтаже не требуется никаких особых переделок места установки, т.е. палубы.

P. «Pedestal»

Красным цветом обозначен неподвижный пьедестал закрепляемый болтами к палубе. На нем вращается станина орудия со стволом.

Низкий угол, высокий… А что конкретно ставить, сэр?

А вот это действительно вопрос. Ведь торговых кораблей много. Нужно большое количество орудий. Источники говорят, что суда DEMS вооружались разнообразными орудиями.

Что касается орудий типа LA, это были различного типа пушки, выпуска начиная с. 1908 года, хранившиеся со времен Первой мировой на складах в морских портах Соединенного королевства. Именно они в первую очередь и были использованы для вооружения судов DEMS. Это были различные орудия калибром от 3 до 6 дюймов (75 – 150 мм).

В качестве зенитных (их также принято обозначать АА – anti aircraft) использовались 3-х дюймовые пушки образца 1918 года, переделанные из морских орудий. В дальнейшем для защиты от нападения с воздуха устанавливались 20 мм Эрликоны и 40 мм Бофорсы.

Может хватит ходить вокруг да около?! Чем же в конце концов был вооружен ТИССЕЛЬ?!

А я знаю?

Давайте вместе разбираться!

И начнем мы дорогие коллеги очень издалека. Аж из самой Австралии! В Australian War Memorial

Заходим на сайт Мемориала и выясняем, что множество торговых судов при их оборудовании по программе DEMS были оснащены двумя орудиями: 4 дюймовой пушкой для борьбы с надводными целями и 12-ти или 13-ти фунтовой зенитной пушкой. На сайте вы сможете посмотреть имеющиеся в архиве фотографии этих судов. На многих из них отчетливо видны размещенные на корме характерные круглые площадки на которых смонтированы эти орудия.

Не смотря на строгие «пугалки» об условиях использования фото с сайта, не могу удержаться, чтобы, не воспроизвести здесь одно фото. Вот оно.

Подпись к нему гласит: «ПОРТ TEWFIK, СУЭЦ. 13.02.1942. ЧЛЕНЫ 2 и 3 АВСТРАЛИЙСКОГО ПОЛЕВОГО ПОЛКА, ЧИСТЯЩИЕ 4-ДЮЙМОВОЕ ОРУДИЕ НА ТРАНСПОРТЕ „СВ. ЭССИЛТ“.

Посмотрите внимательно. Тип крепления орудия – Р. Характерная коническая форма пьедестала, закрепленного на болтах к палубе. Откатник над стволом. Приглядитесь. Отчетливо видно ограждение площадки на которой смонтировано орудие. Можно рассмотреть, что эта площадка имеет закругленную форму. И самое важное – орудие установлено на транспорте. Т.е. наверняка на судне DEMS.

А вот фотография предоставленная Википедии Государственной Библиотекой и Архивом Канады (Library and Archives Canada).

Фотография прокомментирована следующей подписью: «Член команды у британского 4-дюймового орудия Mark VII на неопознанном DEMS судне, 1943.»

Кстати весьма интересно, что эта же фотография, в статье той же Википедии, но уже о судах DEMS снабжена следующей подписью: „BL 4 inch Mk VII low-angle gun on a DEMS in 1943, an obsolete WWI gun typical of WWII DEMS armament“

Буквы BL в обозначении орудия расшифровываются как „breech loading“. В буквальном переводе „сзади загружаемое“. Ну, а по нашему конечно же заряжаемое с казенной части или проще говоря «казнозарядное».

Таким образом, полагаю, корректным и полным будет такой перевод: «Казнозарядное 4-х дюймовое орудие MarkVII низкого угла возвышения на защитно-оборудованном торговом судне в 1943 году; устаревшее орудие Первой мировой войны, характерное для вооружения защитно-оборудованных торговых судов времен Второй мировой войны».

Наверное и без моего призыва вы уже обратили внимание на то на чем смонтировано орудие. Отчетливо видна закругляющаяся площадка, наверняка дооборудованная на корме судна. Уверен эта площадка абсолютно аналогична той что имеется на Тисселе.

Ну теперь то только поддавай жару Интернет соединение! «Забиваем“ поисковое выражение MarkVII и тралим сеть! Находим вот этот весьма интересный сайт

Ого! HANDBOOK for the 4» Mark VII and VIII B.L. Guns 1913 (Corrected to September 1913) Описание модификаций английских морских орудий Mark VII и Mark VIII в редакции 1913 (!!!) года. Сильно благодарим авторов за любезно предоставленную информацию!

На этой замечательной фотографии Анатолия Белощина четко видно в каком положении навсегда застыла тисселевская четырехдюймовка.

Ну и конечно же также четко видна дополнительно сооруженная платформа для установки пушки. Понятно что имевшееся на ней ограждение, различимое на фото военных лет, забрали годы, соленая вода. Ну и дайверская братия руки и ноги в ластах наверняка приложила.

Завершая первую часть обзора хочу привести еще вот эту фотографию. Так из простого «купца», как иногда моряки называют торговые суда, рождались суда DEMS. Уверен, что после прочитанного никаких дополнительных комментариев не нужно.

Внимательно изучаем содержание «хэндбука» и теперь то уж, полагаю, с большой долей уверенности и весьма обоснованно мы можем утверждать:

для борьбы с надводными целями на Тисселе было установлено 4-х дюймовое орудие Mark VIII.

Не Mark VII, а вероятнее всего именно Mark VIII.

Посмотрите приведенные в «хэндбуке» данные о массе орудий, длине стволов. Масса Mark VII 42 центнера, а Mark VIII только 26. Длина общая у Mark VII 208 дюймов. Т.е. около 520 см. Mark VIII покороче – всего 166 дюймов, т.е. около 415 см. Посмотрите внимательно на приведенные выше фото. Все же орудие Тисселя поменьше тех, что изображены на них. Т.е. на фото скорее всего именно орудия Mark VII. Они и выглядят массивнее. И ствол заметно длиннее. Определились? ОК! Что еще можно добавить…Пушки эти были приняты на вооружение аж в 1908 году. Какого года выпуска пушечка досталась Тисселю? Вот бы нежно покарябать её чем-нибудь металлическим…Может быть и откарябали бы ответ на этот вопрос.

Но скорее всего пушка была старая, да еще возможно и сильно «б-у-шная“. Возможно, кто-то из вас слышал легенду о том, что из этой пушки вообще выстрелили один раз и она заклинила. Вероятнее всего этот рассказ передается дайверами из уст в уста, благодаря статье Неда Мидлтона о Тистлегорме в которой он описывает, в том числе и учения артиллеристов Тисселя. Полностью статью можно прочитать на его сайте. Здесь я приведу выдержку из нее и рискну попробовать изложить свой смысловой перевод. Все кто силен в английском – переводите со мной! Переводите лучше меня! Итак, вот что пишет Нэд Мидлтон.

It was during the second trip that the Captain decided on some mid-ocean gunnery practise. The traversing mechanism of the 4,7» gun was badly worn and had been replaced with a manual mechanism which meant that a second person had to push the barrel around by hand as it was being fired! After the first shot, the second round jammed in the breech. Such misfires are always dangerous — because an attempt to fire the round has been made and it can, therefore, now explode at any time. A long rope was, therefore tied to the firing mechanism and this led away to a shelter behind the aft mast house. The resultant flash engulfed the entire stern of the ship — with the projectile managing a whole 50m before dropping into the sea. Thus ended all gunnery practise.

Я понимаю, что дело было примерно так.

Во время второго похода Тисселя (а как мы знаем это был поход в Аргентину, откуда Тиссель доставил груз зерна) капитан где-то посреди пересекаемого Атлантического океана решил провести тренировку артиллерийского расчета 4-х дюймового орудия. И тут из старого орудия полезли наружу проблемы. Во-первых, поворотный механизм был так изношен, что его заменили ручным. В итоге чтобы повернуть ствол один человек должен был вращать привод, а второй толкать ствол. Только так ствол можно было повернуть. Но это было бы еще куда ни шло. Дальше-больше. После первого выстрела, второй снаряд дал осечку и его заклинило в казенной части. Вытаскивать его было очень опасно. Артиллеристы привязали к затвору длинную веревку, спрятались в надстройке основания второй мачты и стали пытаться произвести выстрел (Кстати эту вторую мачту вместе с частью основания при взрыве Тисселя отбросило более чем на 100 метров; мачту в 2007 году нашла группа российских дайверов под руководством практически всемирно известного инструктора Макса Каушанского). В результате их усилий произошел вероятно даже не выстрел, а скорее разрыв снаряда. Вспышка охватила всю корму. Снаряд вылетел из ствола и пролетев примерно 50 метров шлепнулся в море (это притом что штатная дальность стрельбы из этого орудия составляла до 6 миль). На этом и закончилась вся практика артиллерийского дела на Тисселе.

Понятно, что это мой не просто вольный, а суперфривольный перевод. Так ли это было или может иначе, но вот одно очевидно: ствол четырехдюймовки Тисселя покоится не в направлении оси судна, а в отвернутом состоянии. Вполне возможно, что после описанных тренировок его просто не стали вообще больше трогать!

Продолжение: Пушки Тисселя

Понравилась статья? Ей можно поделиться в социальных сетях

10/01/2012

Рекомендуемые материалы