Часть II: Раритетный раритет

В первой части нашего исследования, мы узнали какие автомобили есть на Тислгорме и в этой статье продолжим изучение! Итак из описания Силиотти мы знае...

В первой части нашего исследования, мы узнали какие автомобили есть на Тислгорме и в этой статье продолжим изучение!

Итак из описания Силиотти мы знаем что на Тисселе есть один автомобиль марки «Tilling-Stevens» TS19. Что же это за авто? А автомобиль то действительно не совсем простой.

Начнем с небольшого экскурса в историю фирмы Tilling-Stevens (Мэйдстоун).

Фирма на протяжении всей своей истории упорно следовала раз и навсегда избранному пути — изготовлению автомобилей с гибридным бензо-электрическим приводом. С начала XX века эту идею разрабатывал основатель кампании Томас Тиллинг (T.Tilling). В 1911? г. он приобрел электротехническую фирму «W.A. Stevens», образовав компанию «Tilling-Stevens». Первые машины снабжались двумя тяговыми электродвигателями, приводившими в движение каждое заднее колесо. С 1912? г. на них соосно устанавливались 4-цилиндровый бензиновый двигатель в 30 л.с, динамо-машина мощностью 20 кВт и один электромотор, вращавший посредством продольного карданного вала червячную главную передачу неразрезного заднего моста. Эта схема использовалась без особых изменений до последних дней существования компании. Такие шасси использовались в основном для автобусов, а грузовые исполнения выпускались в очень небольших количествах.

Для армии Её Величества компания «Тиллинг-Стивенс» выпускала 3-х тонные грузовики с бензоэлектрическим приводом, применявшиеся для установки прожекторов, кранов, мастерских, госпиталей и т. д. Во время Первой мировой войны использовался 30-ти сильный вариант TS3, а с. 30-х годов — 70-ти сильные грузовики TS19 и TS20 с электрогенератором мощностью 24–45 кВт. В 1930-е гг. фирма предлагала капотные автомобили TS19 и TS20 с карбюраторным двигателем мощностью 70 л.с. собственной конструкции, генератором в 24 кВт и одним тяговым электромотором, совмещенным с. 2-х ступенчатым планетарным редуктором или 4-х ступенчатой коробкой передач. При грузоподъемности 3т они имели массу 4,5–5,6 т.

Казалось бы, что такие довольно экзотические машины не должны были найти применения в британских вооруженных силах, но это не так. Для питания передвижного британского 90-см зенитного прожектора как раз требовался генератор мощностью около 20 кВт. Потому военные разумно решили, что лучше не дооснащать обычный грузовик валом отбора мощности и генератором, а воспользоваться машиной с гибридным приводом. «Tilling-Stevens» получил крупный заказ на производство прожекторных автомобилей TS20/2 на базе имевшейся довоенной коммерческой модели.

Ну вот. А теперь, после такого подробного и возможно утомительного описания (точнее сказать цитирования различных источников) вы сами сможете определить какие автомобили на этих фото.

Правильно. Это и есть интересующий нас «Tilling-Stevens» TS19
Ну, а это его более мощный собрат «Tilling-Stevens» TS20 как раз в варианте прожекторной установки.

Возвращаемся на Тиссель.

Где то в трюме №2, причем не известно на вернем или на нижнем ярусе, покоится необычный большой автомобиль (длина 6,35 м) «Tilling-Stevens» TS19.

И вот тут не могу удержаться чтобы не добавить своих личных воспоминаний. В ходе одного из погружений на Тиссель (хотя их и было-то всего 5, но это уже не просто 2) мое внимание привлекли именно агрегаты одного из автомобилей, расположенные на раме: двигатель и за ним соосно еще две «бандуры». Тогда я подумал что это раздаточная коробка, ну и наверное коробка отбора мощности. Но где именно стоит этот автомобиль не запомнил. Да и, честно говоря, не было такой цели. Ну и понятно что во время первых погружений на Тиссель хочется «всего и побольше» в смысле посмотреть. Тут уж не до идентификации конкретных объектов. Повторюсь (не в упрек гидам) цели то не было такой.

Когда же готовя эти свои записки (тоже мне Тургенев?!) прочитал об особенностях конструкции трансмиссии «Тиллинга» воспоминания как бы сами собой всплыли из памяти. Точно это был именно он! «Тиллинг» с гибридным бензо-электрическим приводом. Думаю что найти и идентифицировать его по этим признакам будет не очень трудно. Кроме того есть еще один признак…Интригую! Проверим на сафари.

Однако есть одно НО… Вместе с расположением агрегатов, в памяти отобразилось и состояние этого автомобиля. Угадали. Плачевное. Не помню точно состояние остатков кабины, но кузова точно нет. Собственно именно поэтому и удалось рассмотреть смонтированные на лонжеронной раме агрегаты гибридной трансмиссии.

Ну что же: нырнем – посмотрим!

При подготовке своего обзора-исследования (ого завернул!) черпал информацию с сайтов:

Большое спасибо всем незнакомым людям, выложившим в Интернет свои материалы, которые помогли при подготовке моего обзора. Уверен, что и мои изыскания кому-то пригодятся!

Автор: Владимир Шевцов

Понравилась статья? Ей можно поделиться в социальных сетях

13/01/2010

Рекомендуемые материалы