В последний путь. По следам затонувшего эсминца "Деятельный"

Покорить глубины крайнего севера. Дайверы клуба ДИВО научно - исследовательского проекта 1XPEDITION побывали в Мурманской области с экспедицией, главн...

В последний путь. По следам затонувшего эсминца

Покорить глубины крайнего севера. Дайверы клуба ДИВО научно - исследовательского проекта 1XPEDITION побывали в Мурманской области с экспедицией, главная задача которой - найти эсминец, который затонул во время Великой Отечественный войны, понять, что это было за судно, почему оно потонуло, узнать судьбу моряков, которые погибли, сражаясь за Родину. Ведь история страны — это наше наследие.

Маршрут: Орел - Дальние Зеленцы. Но участников экспедиции расстояние не смущает. Они намерены удивляться и удивлять. Чуть больше двух часов в небе, и вот первая остановка — Мурманск. Температура воздуха - плюс пять, дождь. Теперь направление на север. Путь в 170 км — проверка на прочность для всех, кто решил увидеть край света. Местами непроходимый маршрут и удалённость населенного пункта словно сами предупреждают - север покоряется самым сильным. Финишная точка — Дальние Зеленцы.

Практически во всех сегодняшних упоминаниях о Зеленцах присутствует такое избитое понятие как «край земли». Но справедливости ради, надо признать, что, если посмотреть на карту, спорить с этим трудно. Действительно, если двигаться от Северного полюса к Кольскому полуострову по прямой, то никакой земли по пути не встретишь. Шпицберген останется справа, Новая Земля и Земля Франца-Иосифа – слева. Заброшенный поселок Дальние Зеленцы находится в красивейшей бухте, скрытый от всех ветров, был основан в 1935 году. В поселке находился Мурманский Морской Биологический Институт, который в 1989 году был переведен в Мурманск. Вокруг биостанции, вырос поселок, население которого в лучшие времена достигало почти 1000 человек. Сейчас официально в Зеленцах постоянно проживает только двое - семья Березиных. Некоторые дома в поселке напоминают средневековые замки. Объяснить это просто — строили их эстонские рабочие. Здание института, библиотека, музей, молодежный клуб, столовая и даже спортивный зал... Все это когда-то было.

Погружения начались на Южном берегу Баренцева моря (северного - Ледовитого океана). В первые дни погружений погода не благоволила. Присутствовал достаточно сильный ветер - 10 метров в секунду. Работы проходили в сложных условиях - высокие волны создавали неблагоприятные условия для поискового оборудования.
Как отмечал координатор проекта 1XPEDITION Сергей Куликов: "Суровое Баренцево море, температура + 4, боевой задор наших водолазов давал нам уверенность, что намеченные цели, которые поставлены перед нами, будут выполнены».

Практически все дни экспедиции была совсем не летняя погода - порывистый ветер в тандеме с дождём - «у природы нет плохой погоды» - подбадривали друг друга. Когда есть цель - препятствий не существует. А потому результаты себя ждать не заставили. В один из дней на глубине 15 метров был обнаружен фрагмент затонувшего корабля предположительно времен Второй мировой войны. Название судна и при каких обстоятельствах оно оказалось на дне Баренцева моря - ещё предстоит узнать.

Сергей Куликов, координатор исследовательского проекта «1XPEDITION»: «Это море очень суровое, и это такой суровый мужской дайвинг, и сама экспедиция очень сложная. Когда мы выдвигались в район поиска, это занимало целые сутки, из связи у нас только спутниковый телефон. Трудности нас не пугали».

Баренцево море – это южный край Северного Ледовитого океана, однако благодаря Гольфстриму вода здесь несколько теплее. Тот мир, что скрывается под водой, настолько удивителен и фантастичен, настолько не похож ни на что в нашей повседневной поверхностной жизни, что описать его словами практически невозможно. Участники экспедиции 1XPEDITION наблюдали сады ламинарий, медитативно раскачивающихся в такт движению водным масс, подводные «цветы» актинии, которые удивительно неплохо себя чувствуют в такой холодной воде. Проплывая над полянами морских ежей, которые валяются на песчаном дне, словно камушки на пляже, наблюдали морские звезды и причудливых монстров - камчатских крабов. На арктическом дне живут так - же мидии, гребешок, разные виды рыб, раки-отшельники и в огромном количестве, камбала, креветки. А можно встретить и обитателей гораздо крупнее например полярную акулу.

Десять дней работы проскочили незаметно. Команда обследовала дно при помощи гидролокатора бокового обзора в предполагаемом квадрате, который по архивным описаниям находится на траверзе поселка Рында. По историческим сведениям - 16 января 1945 года, стал последним боевым заданием "Деятельного": в 20 часов 30 минут к северу от губы Рында эсминец обнаружил на радиолокаторе "малую цель" — подлодку. Корабль сбросил серию глубинных бомб и пошел на разворот для повторной атаки, в этот момент произошел взрыв — пострадала корма эсминца. Через несколько секунд прогремел еще один взрыв в воде.

Последнее сообщение от командира корабля капитан-лейтенанта Константина Кравченко было отправлено в 21 час 15 минут: «Я торпедирован. Обе машины залиты водой. Имею крен правый борт. Пытаюсь исправить цистерну, выровнять крен. Медленно погружаюсь. Принимаю меры спасению корабля». На помощь отправились "Дерзкий" и "Живучий". Однако на подходе к месту аварии были обнаружены подводные лодки. И пока эсминцы атаковали противника глубинными бомбами, "Деятельный" исчез с экрана радиолокатора — в 21 час 46 минут. "Дерзкий" подошел к месту гибели корабля через несколько минут после его погружения в воду. Корабль унес с собой часть экипажа и командира корабля Кравченко на дно Баренцева моря, некоторые моряки погибли при взрыве торпеды, другие от переохлаждения в ледяной воде — всего 117 человек. Спастись удалось только семерым. Советское командование пришло к выводу, что "Деятельный" был поражен новым оружием противника — торпедами с акустической системой самонаведения. Эта гипотеза была подтверждена в послевоенное время: из немецких архивов стало известно, что эсминец был потоплен подлодкой "U997" с помощью торпеды с акустической головкой наведения.

Дайверы погружались на глубину до 40 метров и проводили визуальный осмотр дна, но к сожалению в этот раз найти корабль не удалось. Вопрос об исследовании эсминца остается открытым в научном сообществе. Наша команда проекта 1XPEDITION планирует вернуться на предполагаемое место нахождения затонувшего корабля и продолжить исследования.

#Мурманск #Кольский #NDL

Понравилась статья? Ей можно поделиться в социальных сетях