Загадка Никоновской бухты острова Валаам

Статья подготовленная для журнала "Военная археология", рассказывающая о поиске затопленного во время Советско-финской войны, корабля на Ладожском озе...

Загадка Никоновской бухты острова Валаам

В 2017 году дайверы орловского клуба «Диво» с коллегами из Воронежа готовились на Ладоге к поисковым работам в Карском море. В 1913 году, предположительно, в районе архипелага Плавниковых островов,  при невыясненных обстоятельствах, пропала полярная экспедиция Владимира Русанова. Этот исследователь занимает особое место среди уроженцев города Орла. Он был первым, кто попытался пройти за одну навигацию по Cеверному морскому пути, а позже стал прототипом капитана Татаринова из романа Каверина «Два капитана».

Дайверы собирались искать фрагменты судна «Геркулес», но во время тренировочных погружений на Ладоге они обнаружили объект, которого не было ни на одной локационной карте. Сначала было выдвинуто предположение, что этот корабль называется «Святой Сергий».

В этом году была организована ещё одна экспедиция с целью установить название и причастность его к Валаамской флотилии.

В конце июня 2019 года участники клуба «Диво» прибыли в Никоновскую бухту острова Валаам. 

Задачей экспедиции было идентифицировать найденное судно. Каждый дайвер изучил по наглядным документам (фотографиям и чертежам), как выглядел предполагаемый корабль и его особенности.
 

Russian divers on Valaam
Брифинг перед погружением. 

 

Это обязательное условие для безопасного проведения подводных работ в сложных условиях: низких температурах воды, плохой видимости и опасностью обрушения фрагментов парохода. Команде предстояло снять замеры корабля (длину и ширину), попытаться очистить название, поднять материал со дна, что позволит помочь провести идентификацию.

 

Russian divers on Valaam
Эдуард Чиченов помогает подогнать снаряжение для
погружения руководителю экспедиции Куликову Сергею.

 

Дайверы отметили, что в результате авианалета и попадания бомбы на всем судне был пожар. Верхняя часть корабля имеет обрушения от взрыва.

 

Valamon luostari
Ступени в нижнюю часть корабля и частично обгоревшая в далеком 1940 году дверь.

 

Обе мачты, труба и спасательные шлюпки лежат рядом, один из якорей сорван. В неразрушенных частях судна можно наблюдать сохранившиеся предметы интерьера, мебель, посуду.

 

Valamon luostari
Пресная, ледяная вода Ладожского озера прекрасно сохраняет предметы.
Стол, крышку которого снесло взрывом, так и стоит в кают-компании. 

 

На стенах висят рамки от картин. Пеньковые веревки и канаты не подверглись разложению. Хорошее состояние предметов обусловленно пресной водой ладожского озера и низкими температурами.

 

Valamon luostari
Фрагменты корабля слабо подвержены коррозии.

 

Несколько дней работы дали успешные результаты. Дайверы произвели замеры судна, подняли материал, расчистили наиболее опасные участки завалов и проникли в ранее заваленные трюмы корабля и каюты. При очистке борта корабля удалось прочитать несколько букв названия. На поверхность удалось поднять два навигационных фонаря, предметы интерьера и элементы посуды. 

 

Russian divers on Valaam
Участниками клуба были подняты на поверхность два навигационных фонаря,
предметы интерьера и элементы посуды 

 

Valamon luostari
Навигационный фонарь. 

 

Valamon luostari
Выключатель света из каюты.

 

Сомнения развеялись: пароход, который затонул у берегов острова Валаам в 1940 году, назывался «Valamon luostari», что переводится как – «Валаамский монастырь».

 

Историческая справка: 

Судно «Kjell» было построено в Швеции как буксируемый пароход.

 

Valamon luostari
Фотография корабля на пристани в Сортавале.

 

После покупки его монастырем в Сортавальском доке, переоборудован в пассажирское судно и весной 1931 года под новым именем «Valamon luostari» начал обслуживать маршрут Валаам – Лахденпохья. С 1939 года был реквизирован на нужды финского военно-морского флота в качестве транспортного корабля. 22 января 1940 года во время авиационного налета сильнее всего досталось кораблю «Valamon luostari», стоявшему в Никоновской бухте. Три советских самолёта около полудня атаковали бухту, и одна из бомб попала в корму корабля, где начался пожар. Две бомбы пробили лёд по бокам от судна, и еще одна — за кормой. В 13.15 судно погрузилось на 9-метровую глубину, над водой остался виден лишь метровый кусок мачты…

 

Работа клуба: 

Орловский клуб подводного плавания «Диво» уже много лет занимается поисковой работой, участвуя в экспедициях, проводимых как в Орловской области, так и в других регионах. На счету дайверов подъем танка «Валентайн», самолетов ИЛ-2 и ЛА-5 из водоемов региона.

 

Фрагмент танка Валентайн найденного на дне реки Зуша участниками Орловского клуба подводного плавания ДИВО.
Фрагмент танка Валентайн найденного на дне реки Зуша участниками
Орловского клуба подводного плавания ДИВО. 

 

Фрагменты самолета ЛА-5 найденные на дне реки Зуша.
Фрагменты самолета ЛА-5 найденные на дне реки Зуша.

 

Часто участники обнаруживают в акваториях рек предметы, схожие по внешним признакам с боеприпасами времен Великой Отечественной войны, которые могут представлять опасность. Данная информация оперативно передается в установленном порядке в компетентные органы.

 

Уникальная операция по подьему и уничтожению фугасных авиабомб, проведенная - Центром по проведению спасательных операций особого риска ЛИДЕР МЧС России, найденных клубом ДИВО в акватории реки Ока.
Уникальная операция по подьему и уничтожению фугасных авиабомб,
проведенная - Центром по проведению спасательных операций
особого риска ЛИДЕР МЧС России,
найденных клубом ДИВО в акватории реки Ока.  

 

Поисковая работа клуба проходит на добровольных началах и результатом является профессионализм и опыт участников, приобретенный годами. Это не просто дань памяти героическим событиям Великой Отечественной войны. Важно, чтобы молодое поколение помнило, какой ценой досталась Великая Победа, и гордо несла славу дедов и отцов.

Понравилась статья? Ей можно поделиться в социальных сетях