Дайверы исследуют корабль, затонувший в глубинах Ладожского озера

Под толщей воды на своем последнем причале застыл старинный корабль. Он мог так и остаться неизвестным, но очертания затонувшего баркаса заметили подв...

Дайверы исследуют корабль, затонувший в глубинах Ладожского озера

Утро пятого августа выдалось неспокойное. Литиево-кадмиевые (свинцовые - несовременно) несли белые барашки по всей видимой акватории. "Анастасию" ощутимо покачивало. Рядом с ней раскачивались на волнах два красных буя. Где-то под ними, на глубине 35 метров, лежал на дне таинственный пароход, затонувший 100-150 лет назад. Члены экспедиции не теряли оптимизма, но низкое серое небо, время от времени проливавшееся дождем, порывистый ветер, поднимающий сильную волну, внушали сомнения в возможности погружаться сегодня.

Исследовательское судно Анастасия


А началось все это первого августа... Нет, не так. Началось все это примерно 12 тысяч лет назад, когда, в какой-то особенно теплый денек, растаяла последняя льдина Валдайского оледенения, и на месте ледника остался некий водоем, который выглядел, конечно, не так, как современная Ладога и вообще был частью тогдашнего Балтийского моря. За 12 тысяч лет утекло очень много воды, и мы имеем то, что имеем. А имеем мы самое большое в Европе озеро, два Кипра можно в нем утопить, между прочим. Но сейчас мы не будем освещать процесс формирования Ладожского озера подробно, это слишком большая и специфическая тема.

Конечно, берега такого озера очень подходили для жизни людей, уже в шестом веке нашей эры, если верить ученым, довольно много народу поселилось в округе. А что, удобно... хочешь - рыбу лови, хочешь - нерпу бей, хочешь - езжай торговать, а хочешь - в набег. Так и продолжалось все эти века, ну... плюс-минус. Этой идиллии мешало только одно обстоятельство - характер у озера был прескверный. Прекрасная безветренная погода могла в считанные минуты превратится в жестокий шторм. Поэтому-то огромное количество затонувших плавсредств разных времен лежит на дне и ждет своих исследователей, ну, может и не ждет, но кто их спрашивает?

Сотрудники «Морская Геодезия» помогают локализовать затонувший объект


Так вот и случилось с нашим объектом. Еще в прошлом году сотрудники компании "Морская Геодезия" выполняли работы по обследованию дна. Внезапно на экране многолучевого эхолота появилось изображение, которое не оставляло места для сомнений - на дне лежит затонувший корабль.

3D модель затонувшего судна на основе данных трехлучевого эхолота

Как водится, вслед за морскими геодезистами на данной точке появились дайверы центра 1XPEDITION. При помощи нехитрого устройства, известного под именем "акваланг", они погрузились на глубину 35 метров и обнаружили лежащий на дне (стоящий на ровном киле?) пароходик. Корма и носовая часть не имели повреждений, а вот средняя часть палубы, шкафут, по-научному, и надстройка, были сильно разрушены.

Затонувшее судно на глубине 35 метров

Стали дайверы искать имя корабля, но... Маленький, но гордый корабль решил сохранить свое имя в тайне, ни на борту, ни на корме, ни на рынде написано не было название. Такая секретность породила ряд смелых гипотез. Так, часть участников полагала, что это судно ладожских пиратов, которым не нужна была лишняя реклама, другие же настаивали на принадлежности плавсредства дому Романовых, называя находку яхтой. Но поскольку не было найдено ни одной, даже самой завалящей абордажной сабли, а равно и царских реликвий, вопрос о предназначении парохода остался открытым.

Судно имеет значительные разрушения



Орешек знания тверд, как известно. А отступать мы не привыкли. Именно поэтому первого августа две тысячи двадцать четвертого года судно центра 1XPEDITION “Анастасия" бросило якорь неподалеку от места, где под тридцатиметровой толщей воды покоился загадочный пароход. В этот раз экспедиция была усилена представителем Центра подводного археологического наследия РАН. Также на борту присутствовали работники средств массовой информации, привлеченные, в основном, слухами о находке пиратского корабля. 

Специалисты ИА РАН проводят брифинг для дайверов


Ладога сделала нам роскошный подарок - был полный штиль. Все собрались в кают-компании на инструктаж перед погружением, брифинг, по-научному. Участники экспедиции смотрели на ученого-археолога. Так могли бы смотреть полтора десятка Ватсонов на Шерлока Холмса, ожидая чего-то вроде: - "Ерунда, это дело на одну трубку". Но вместо этого мы увидели полосатые рейки, компаса и мерные ленты, и прослушали лекцию о научных методах фиксации подводных находок. Работа закипела. Или забулькала, поскольку вскипятить Ладожское озеро не представлялось возможным, даже при всем энтузиазме участников, а пузыри у них получались хорошо.

Подготовка к погружению на затонувший корабль


Было сделано несколько десятков погружений, пароход был измерен во всех направлениях и деталях, заснят с масштабными рейками и без. Изящные гипотезы о пиратах и царских прогулках на яхте были уничтожены представителем археологической науки. Оказалось, что изображение на носовых обводах затонувшего корабля не является грозным Левиафаном, как полагали сторонники пиратской теории, также это не Царь-Рыба в короне, на чем настаивали монархисты... Опытный глаз ученого уверенно опознал дельфина с раковиной, старинный символ паломничества. Также было обнаружено и идентифицировано устройство для буксировки баржи. В свете этих новостей стало понятно, что при жизни это был грузо-пассажирский корабль, один из многих рядовых тружеников Ладожского озера. Журналисты очень расстроились от этого открытия.

Элемент судового набора затонувшего корабля


И вот наступило утро пятого августа (см. начало текста). Сомнения были небеспочвенными, хорошему настроению Ладоги пришел конец, и нам пришлось свернуть экспедицию и идти укрываться в Приозерск. Каковы же итоги? 

Многие вопросы остались без ответа. Название осталось загадкой, причина гибели судна не установлена... Не удалось даже установить, колесный это был пароход или винтовой, как ни странно это звучит. При этом собран большой материал, наш ученый коллега оптимистично полагает, что на основе этих данных уже можно найти какие-то записи или публикации, которые помогут узнать историю загадочной находки. Но дайверы 1XPEDITION в этом сомневаются. Можно даже сказать - все уверены, что придется еще не раз погрузиться к этому таинственному кораблю, чтобы найти ответы на все интересующие нас вопросы.

Исследования под водой и в архивах продолжаются!

Понравилась статья? Ей можно поделиться в социальных сетях